А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
Одним их грехов, осуждаемых многими религиями и этическими учениями, является гордыня. Что лежит в основе гордыни? Возвышение над другими, осознание человеком своей уникальности и неповторимости.
Рассморим качества личности, образующие гордыню:

Итак, первая группа качеств личности отражает жажду власти и открытое презрение к людям, занимающим более низкое социальное положение. Это высокомерие, заносчивость, кичливость, спесь, надменность и чванство, а также самомнение и самолюбие.
Вторая группа личностных качеств показывает стремление человека достичь большего, чем у него есть. Это амбициозность и честолюбие.
Третья группа личностных качеств – отражение эгоизма в сочетании с невоспитанностью. Данные качества демонстрируют готовность человека идти напролом ради собственных интересов. Это хамство, наглость, эгоизм, нахальство, бесцеремонность, дерзость, беззастенчивость, бесстыдность.
Четвертая группа отражает жажду славы, причем далеко не всегда обоснованную. Главное качество здесь – тщеславие. Кроме того, в эту группу входят, хвастовство и самонадеянность.
Пятый корень гордыни – самолюбование, которое включает такие качества, как самовлюбленность и самодовольство.
Шестой компонент гордыни уверенность в себе, своих силах или знаниях. Ключевыми моментами здесь являются чувство собственного достоинства и самоуверенность. Сюда же относится чувство гордости за свои реальные достижения без унижения других людей. Последний компонент можно обозначить как «гордость достигнутым».

Почему гордыня страшна? Приведу цитату Ларошфуко:

Самое опасное следствие гордыни - это ослепление: оно поддерживает и укрепляет ее, мешая нам найти средства, которые облегчили бы наши горести и помогли бы исцелиться от пороков.



@темы: личность, духовный мир, этика

Комментарии
20.08.2010 в 13:46

причина гордыни в неверие в абсолютную и единую для всех справедливость
20.08.2010 в 14:11

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
Agan Tang А она есть, эта справедливость?
20.08.2010 в 14:15

Julia_Nameless только-что писал об этом на ином сайте. Вот что я написал. (прошу это не воспринимать лично, это был ответ для иного человека)

Когда я слышу такие вещи, я всегда предлагаю научный эксперимент. Я бы Вам предложил ударить Вас в голову, чтобы Вы залились кровью. И потом бы мы с Вами обсуждали Вашу виновность жертвы. Если, конечно, Вы бы вообще могли жить после этого. Как правило, после такого предложения люди на меня обижаются сильно, говорят, что я негативный и злой. Я почему-то уверен, что Вы не признаете себя виновным в том, что я Вас ударил и побежите в милицию писать на меня донос.

Справедливость бывает 2 видов: деспотичная и имперская. Имперская подразумевает то, что закон справедливости есть над всеми, и надо мною тоже. Имперская справедливость считает, что это абсолютное понятие, а не местечковое. А деспотичная считает, что справедливость у каждого своя, и я могу поступать как угодно, ибо само предположение, что справедливость каждого своя снимает все барьеры к справедливости и ведёт к преступлению.

И ещё. Если мы не знаем, как справедливо, или не умеем это делать, это не повод отказаться от стремления к справедливости.

Мне очень удивительно то, что большая часть всех доводов про то, что справедливость у каждого своя исходит от "верующих" людей: каббалистов, иудаистов, христиан, буддистов и пр. Это очень показательно тем, что они себя мнят избранными, а не одними их многих под небесами. Почему-то эти верующие, опираясь на писания, выдалбливают себе право совершать бесправие по отношению к иным.

Прошу прощения, что так много букв.
20.08.2010 в 14:20

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
Agan Tang мир изначально несправедлив. Справедливость - это один из регуляторов социума, придуманный людьми. Как компонент этики. Не более того.
20.08.2010 в 14:23

Julia_Nameless тогда этот аргумент создаёт право на насилие.
20.08.2010 в 14:30

Охотясь на чудовищ, опасайся сам стать чудовищем. И, глядя в Бездну, помни, что и Бездна смотрит в тебя.
ТО есть хорошо ненавидеть себя и довольствоваться малым - это хорошо. А где прогресс?
20.08.2010 в 14:41

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
*highlander* ты выдергиваешь кусок из целого. Среди качеств, составляющих гордыню есть и хорошие :) А в целом коктейль вредный получился! Agan Tang Не создает. Золотое правило нравственности/категорический императив придуманы людими для людей.
20.08.2010 в 14:45

Охотясь на чудовищ, опасайся сам стать чудовищем. И, глядя в Бездну, помни, что и Бездна смотрит в тебя.
Julia_Nameless "А если при коммунизме выключить свет?!" То соц строй поменяется?" (с) Задорнов.
Вот мне кажется , что гордость это уважение к себе и стремиться развиваться.
А гордыня - тобой прекрасно описана.
20.08.2010 в 14:48

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
*highlander* гордость это уважение к себе и стремиться развиваться. Согласна.
20.08.2010 в 14:48

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
*highlander* гордость это уважение к себе и стремиться развиваться. Согласна.
20.08.2010 в 15:40

Вперёд, бодхисаттва, вперёд!
Мир кажется несправедливым только потому, что мы не помним своих прошлых инкарнаций)
Карма безжалостно справедлива. What goes around comes around.
20.08.2010 в 15:43

Вперёд, бодхисаттва, вперёд!
ТО есть хорошо ненавидеть себя и довольствоваться малым - это хорошо.

Это другая крайность)
Клёво относиться к себе и миру (которые есть две стороны одной нондуалистической монеты) не с гордостью или ненавистью, а с уважением и терпением.
20.08.2010 в 15:45

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
[Скиф] Да, это утверждение справедливо для тех, кто принимает принцип кармы и реинкарнации. Но как быть сторонникам линейного времени?
20.08.2010 в 15:48

Вперёд, бодхисаттва, вперёд!
Мне очень удивительно то, что большая часть всех доводов про то, что справедливость у каждого своя исходит от "верующих" людей: каббалистов, иудаистов, христиан, буддистов и пр. Это очень показательно тем, что они себя мнят избранными, а не одними их многих под небесами. Почему-то эти верующие, опираясь на писания, выдалбливают себе право совершать бесправие по отношению к иным.

Буддистов приписал зря :)
Мы не мним себя избранными, считаем справедливость качеством транцендентальным и ни в коем случае не уводим существ подальше от света своими крестовыми походами =)
20.08.2010 в 15:48

а с чего такой пост
20.08.2010 в 15:51

Вперёд, бодхисаттва, вперёд!
Julia_Nameless
Моё имхо - страдать непониманием, пока не поймут, что линейное время - иллюзия. ;)
20.08.2010 в 15:53

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
улыбнемся друг другу скажем так, я часто пишу из наблюдений за окружающими. Были намедни прецеденты, люди пострадали (морально) :)
20.08.2010 в 15:53

А я живу в центре циклона, и верх и вниз - мне все равно!
[Скиф] Что-то лагерю буддистов часто достается последнее время!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии